Хлебный Спас, который согласно церковным канонам называется «Спас на полотне», является последним из трех Спасов. Его отмечают после Успенского поста и встречают веселым застольем и разнообразными ярмарками. В этот день заканчивается жатва хлеба, начинают сеять озимые и собирать орехи. В Хлебном Спасе чудесным образом переплелись христианская вера и простые земные заботы. В этом день, 29 августа, принято праздновать не только сбор урожая, но и перенесение нерукотворного образа Иисуса Христа. Поэтому для каждого верующего человека это особенный праздник.
Когда принято праздновать Хлебный Спас (дата празднования – 29 августа)
Хлебный Спас отмечается ежегодно 29 августа. Этот крайний день лета напоминает о необходимости сбора урожая и посеве озимых, посредством смены погоды и наступлением холодов. Недаром по одной из традиций праздника, женщины обвязывали серпы последними колосьями и ставили их под икону до следующего года. Однако, этот день, празднуемый 29 августа, напоминает не только о необходимости жатвы и сбора орехов, но и о знаменательном для всех христиан событий, Перенесении нерукотворного образа в Константинополь. Таким образом, эта дата, отмечаемая из года в год, является очень древней и чтимой традицией, корни которой происходят из глубокой древности.
История праздника Хлебный Спас связанная с Перенесении нерукотворного образа
Согласно церковному преданию, во времена Иисуса Христа правителем Сирии был князь Авгарь. Он долгое время страдал проказой. Услышав о Спасителе, он всем сердцем уверовал в него и отправил художника Ананию. Вместе с ним он хотел передать Иисусу письмо, в котором просит прийти к нему и помочь избавиться от недуга. Анания приехал в Иерусалим, но не смог подойти к Иисусу, так как Спаситель пыл плотно окружен толпой. Художник решил издалека нарисовать портрет Христа, однако, у него это никак не получалось. Но случилось чудо, и Иисус сам позвал его, при этом назвав по имени. Спаситель передал Ананию письмо для его правителя со словами, восхваляющими его веру и обещанием прислать своего ученика для исцеления князя.
После этого, Иисус попросил принести ему полотно и немного воды. Спаситель умылся и отер лицо полотном, на котором отпечатался его лик. Художник прибыл к своему правителю с полотном и письмом от Иисуса. После этого Авгарь исцелился, а святыню повесил над городскими воротами. Каждый проходящий под полотном всегда поклонялся нерукотворному образу. Вскоре к князю прибыл ученик Иисуса и крестил Авгаря и всех горожан.
В 944 году император Византии Константин Багрянородный захотел приобрести этот нерукотворный образ и письмо Иисуса. Он выкупил их у правителя Сирии и с большими почестями они были доставлены в Константинополь.
Традиции и приметы, связанные с датой празднования Хлебного Спаса
На Руси Хлебный Спас, празднуемый 29 августа, отмечался не столько веселым застольем, сколько работами в поле. Ведь нужно было успеть собрать урожай до наступления дождей и холодов.
По традиции на наиболее пышной ниве оставляли кулижку, которой перевязывали последний сноп. Его ожинали только перед датой празднования Хлебного Спаса. Колосья этого снопа клали грудками, а последние несколько штук вырывали из земли и бросали на спину. Этот жест символизировал просьбу о возвращении, потраченных на сбор урожая сил. Затем жницы радостно пели и танцевали, отмечая окончание жатвы. Собранные грудки было принято пересчитывать и, если последняя была нечетной, значит, нужно было ждать перемен как хороших, так и плохих.
Однако, не везде было принято убирать последний сноп. Иногда его оставляли на поле, считая, что он пойдет на бороду святому Илье. После работы, жницы обычно шли к речке и обмывали в ее водах свои серпы.
Обязательной традицией было украшение праздничного снопа, который торжественно вносили в село и окропляли святой водой, оставшейся после Крещения.
В церкви в этот день совершалось праздничное богослужение и проводился крестный ход на опустевшие после сбора урожая поля.
Накануне даты празднования Хлебного Спаса, а именно перед 29 августа, было принято заниматься милосердием и помогать одиноким, больным или бедным людям. Если они сами не могли закончить жатву, то им помогали «всем миром».
Еще одной неотъемлемой традицией в этот день было печь пироги из новой муки. Они ставились во главе стола и с них начиналось застолье. В более древние времена, на Хлебный Спас было принято всем вместе варить братское пиво. В центре праздника был именинный сноп, который устанавливали во дворе. Возле него и разворачивались гулянья и хороводы.
Интересной традицией было дальнейшее применение этого снопа. После празднования, его вносили в дом и ставили в красный угол. Обмолачивали его только в самом конце зимы. Перед этим из снопа вынимали три колоска. Из них вымолачивали зерна и сеяли в специальном ящике. По ним определяли время вызревания урожая на полях. Если вначале давал всходы первый колосок, то богатый урожай можно было ждать от рано посеянных хлебов.
Также, в этот день, 29 августа было принято торговать холстами и полотнами. Из таких тканей затем шилась одежда самому маленькому в семье. Считалось, что она должна принести ему удачу.
Кроме того, на дату празднования Хлебного Спаса, 29 августа, приходилось завершение Успенского поста, поэтому можно было накрывать широкий и сытный стол. На нем присутствовали не только пироги и другая сдоба, но и мясные продукты. Эта традиция соблюдается и по сей день.
Считалось, что с Хлебным Спасом начиналась осень, поэтому перед ужином обязательно зажигалась свеча или лучина, так как начинало рано темнеть.
К сожалению, многие традиции уже не соблюдаются.
Подводя итог о праздновании Хлебного Спаса
29 августа, дата празднования Хлебного Спаса, напоминает не только об окончании лета и сборе урожая, но и о нерукотворном образе Иисуса Христа. Это чтимое всеми верующими событие говорит о том, что с божьей помощью на полях всегда будут расти хлеба, а амбары ломиться от их урожая.