Современные офицеры-воспитатели, по уровню своей подготовки, отличаются от воспитателей послевоенных лет, ведь учеба и военная практика две разные вещи. Но важность у тех и других воспитателей вооруженных сил высока.
Важность воспитательной работы, привитие любви к Родине, беззаветной преданности ей, повышение культурного уровня солдат, была осознана еще в XVIII веке, и в том же веке, точнее 11 сентября 1766 года, по Указу императрицы Екатерины Великой в войсках появились офицеры-воспитатели.
Необходимость в воспитательной работе военное руководство понимало не только во времена Екатерины, но и в настоящее время. Только несколько лет, в угаре перестройки, воспитательные должности были упразднены. Но через несколько, поняв всю ошибочность этого шага должности офицеров-воспитателей были восстановлены.
Воспитателей готовят специализированные военные заведения. В программу обучения будущих воспитателей солдат входит и педагогика, и психология, и социология и еще целый ряд дисциплин, делающего из курсанта военного училища или академии профессионала-воспитателя. Но не забываются и чисто военные дисциплины – строевая подготовка, огневая подготовка, физическая подготовка. Ведь офицеры-воспитатели должны не только рассказывать, как защищать Родину, но и показывать это на собственном примере.
Формирование и иерархия преподавательского состава вооруженных сил РФ менялась в зависимость от эпохи и времени правления того или иного руководителя государства. Военные заведения были полностью сформированы во второй половине XIX века, еще в царской России. Преподавать в этих учебных заведениях было чрезвычайно почетно. Ученый состав делился на несколько категорий: репетиторы, преподаватели, адъюнкт-профессора и профессора. Самой важной фигурой в учебном процессе являлись профессора. Их обязанности предусматривали проведение лекций, контроль учебного процесса, принятие экзаменов и участие в работе приемных и выпускных комиссий. Адъюнкт-профессора замещали профессоров в случае их болезни или отсутствия по другим причинам. Преподаватели и ректоры проводили практические занятия, в том числе и полевые, помогали профессорам в подготовке к сложным занятиям. Принятая в России этого временного периода система присвоения ученых степеней и знаний практически не отличалась от европейской. Однако, ученые степени присуждались в более строгом и последовательном порядке. Кроме того, если специалист приезжал из-за границы, его степень автоматически снижалась на одну ступень. С 1820 года лица, которые желали поступить на должность профессора или адъюнкт-профессора обязаны были иметь степень магистра или доктора. Преподавательский состав из числа военнослужащих назначался самим императором, благодаря этому, авторитет преподавателя был на высоком уровне, он становился независимым от чиновников ВУЗа и мог формировать программу обучения по своему усмотрению. Если специалист не был военнослужащим, то его избирали. В 1836 году было издано положение, согласно которому весь преподавательский состав был обязан постоянно проходить испытание на профпригодность и заниматься повышением уровня собственной квалификации.
В СССР тоже были люди отвечающие за воспитание солдат. В советской армии долго фигурировала должность комиссара и ее производные. С 1919 года это была должность политрука, с 1925 помполит. Время от времени обязанности воспитателей в армии менялись от всего, то есть когда они участовали даже в разработке военного плана боя и до обычного "иди посиди в сторонке". Тем не менее, за всю историю СССР должность комиссара, политрука была очень значима и важна. Ведь сами посудите, что это за воины, в которых нет духа. Войско сильно прежде душевными качествами, а лишь потом оружием. И эта истина не раз оправдывалась в тяжелой военной обстановке.
Достаточно вспомнить фото, где вроде как был запечетлен политработник. По крайней мере распространялся он именно так. Когда А. Г. Еременко. поднимает в атаку солдат. Да, если и вести борьбу с армией, то стоит исходить вначале из борьбы с ее скелетом, которым в данном случае была идея вносимая военными воспитателями. Это подтверждается и столь сильной ненавистью немцев к политрукам во время войны, когда на них в первую очередь была объявлена облава. Начиная от физической расправы и заканчивая идеологие против политруков. Вот такие пропагадистские листовки разбрасывались в тылу Советской армии.
Естественно, что политика листовки носила провокационный характер, и ни к чему хорошему не привела бы. Однако это еще раз показывает насколько враги хотели в первую очередь добраться до воспитателей, а затем и до всего остального.
В наше время военными воспитателями можно назвать людей на должности заместителя командира (полка, дивизии, части и т. д.) по работе с личным составом. Должность была введена после распада СССР.